АВТОЛИКБЕЗ. Ещё раз о возбуждении генератора

Поможем новичкам разобраться в тонкостях и деталях работы с USB Autoscope
Саша-Ирпень
Сообщения: 1231
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 19:56
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 74 раза

АВТОЛИКБЕЗ. Ещё раз о возбуждении генератора

Сообщение Саша-Ирпень »

После запуска мотора исправный генератор должен начать выдавать напряжение, другими словами - возбудиться.
Попробую, в меру своих слабых знаний рассказать, как было реализовано возбуждение начиная от "Копейки", (ВАЗ 2101) и до
сегодняшней "Калины". (Прошу не судить строго за возможные неточности. Конструктивная критика приветствуется). Материал буду
выкладывать частями, т. к. не располагаю большим количеством
свободного времени.

ВАЗ 2101:
На приведенной электросхеме можно проследить путь движения тока. (показано красными стрелками).
Ток идет по пути: "+" АКБ", болт "30" генератора, Клеммы "30/1 " и "15" замка зажигания, предохранитель 10, выводы "15" и "67" реле
регулятора, вывод "67" геенратора, обмотка возбуждения, (ротора) генератора, масса блока и "-" АКБ.

ДОСТОИНСТВА:
К достоинствам этой схемы можно отнести её простоту и понятность. Также, её удобно диагностировать, измеряя напряжения и ток в
разных точках.

НЕДОСТАТКИ:
(Вот недостатков довольно таки много).
При включенном зажигании весь ток возбуждения, (ок. 2,2 а), протекает через ротор.
Поэтому:
при холодном пуске, возникает дополнительное торможение проворачиванию двигателя, поскольку обмотка возбуждения
"забирает" дополнительный ток от АКБ, которого и так " в обрез" при зимнем пуске.
При включенном "по забывчивости" зажигании происходит разряд АКБ, которая за сутки разрядится "в ноль".
Даже после запуска мотора, ток продолжает течь через замок, (хотя внутри генератора, совсем рядом, также, имеется напряжение).
Этот ток дает дополнительную нагрузку на контактную группу замка зажигания, которой и так не очень легко.
Из-за длинной цепи возбуждения, на ней происходит заметное падение напряжения, что снижает точность регулирования напряжения
бортсети регулятором напряжения. (Хотя совсем рядом, внутри генератора имеется напряжение, которое можно было бы...).
Частые окисления предохранителя №10 вызывают сбои в работе
генератора.
...................
Часть этих недостатков была устранена на ВАЗ 2105 с генератором Г222 и регулятором напряжения Я112В...
Вложения
ВАЗ 01.png
ВАЗ 01.png (288.83 КБ) 100508 просмотров
Саша-Ирпень
Сообщения: 1231
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 19:56
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 74 раза

Re: Ещё раз о возбуждении генератора.

Сообщение Саша-Ирпень »

Часть этих недостатков была устранена на ВАЗ 2105 с генератором Г222 и регулятором напряжения Я112В.
В этом генераторе ток возбуждения разделен на силовой и управляющий. Силовой ток идет от силового болта "30"
установленного на задней крышке генератора. Для этого на регуляторе напряжения имеется специальный провод, подключаемый к
этому болту. По этому проводу и течет силовой ток. А вот, управление этим током, (т. е. его включение), производится замком
зажигания. Тогда ток течет по цепи, которая подобна протеканию тока на Г221.

Впервые столкнувшись с этим генератором я провел несколько измерений. Оказалось, что его ток управления, (шина "15", от
предохранителя №9) составляет ок. 15 ма, (0,015а) и появляется только при включенном зажигании. А вот силовой ток = 3 а и,
также, появляется только после появления питания на управляющем выводе. Управляющий ток открывает выходные транзисторы включенные
по схеме Дарлингтона и через ротор начинает протекать ток.

(Генератор Г222 уже мощнее, чем его предшественник. Поэтому и ток ротора на нем = 3 а, а ток отдачи этого генератора будет 50а. В
отличие от Г221 ток ротора которого будет 2,2 а, а ток отдачи 42 ампера).

Примерно в это же время появился генератор 29.37.01. Это был самый мощный генератор легкового автомобиля того времени. Он
выдавал ток 60а. Устанавливался он на М2140, Иж-комби и Иж-2715. Даже на "Мечту многих" того времени - Газ 24, тогда устанавливался 40-а
амперный генератор. Правда, уже на Газ 24-10 установили генератор 16.37.01, который выдавал 65 ампер.

Так вот, 29.37.01 хотя и имел регулятор напряжения Я112А, установленный на корпусе генератора, но был запитан по более
"древней" схеме, чем его ВАЗовский родственник. Обмотка возбуждения на нем питается только от замка зажигания, от шины "15".

ДОСТОИНСТВА: К достоинствам этого генератора относится подключение силового питания от силовой магистрали. Но, остальные
недостатки его "младшего брата" Г221, у него остались.

НОВЫЕ НЕДОСТАТКИ: Конструкция Г222, (с "Р.Н." установленном на генераторе), создала неудобства с доступом к регулятору
напряжения и измерениям, (проверкам) в контрольных точках. Из-за этого данная конструкция не получила любви в "широких массах".
Поэтому, в большинстве случаев ремонтники просто выбрасывают Я112В, устанавливая вместо неё, (чаще всего на правом
брызговике), привычное РН127.
....................
Следующий, (и очень большой), шаг в совершенствовании генератора был сделан в генераторе с плечом дополнительных диодов -
37.37.01, который устанавливался на ВАЗ 2108...
Вложения
Я112В вид.png
Я112В вид.png (282.1 КБ) 100425 просмотров
Г222.png
Г222.png (71.41 КБ) 100425 просмотров
Саша-Ирпень
Сообщения: 1231
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 19:56
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 74 раза

Re: Ещё раз о возбуждении генератора.

Сообщение Саша-Ирпень »

Следующий, (и очень большой), шаг в совершенствовании генератора был сделан в генераторе с плечом дополнительных диодов - 37.37.01, который устанавливался на ВАЗ 2108. (Хотя, с начала 90-х годов этот генератор начали ставить и на ВАЗ 2107).
В конструкции этого генератора устранено большинство недостатков его "старших братьев".
Так, при включении зажигания через ротор течет мизерный ток, (в несколько сот миллиампер), протекающий через контрольную лампочку щитка приборов. (Иногда, применяются ещё и два мощных резистора по 50 ом, подстраховывающие возбуждение в случае перегорания лампочки). Благодаря этому, сведены к минимуму как разряд АКБ при оставленном включенном зажигании, так и притормаживание двигателя при пуске.
После возбуждения генератора он переходит на самопитание, т. е. ток ротора берется от плеча дополнительных диодов и не нагружает контактную группу замка зажигания. Аналогично, стали ненужными провода от шины "15" замка зажигания и к генератору подходит только один провод от щитка приборов.

Казалось бы - вот она идеальная конструкция, лишенная всех недостатков. Но, совершенству нет предела, да и как оказалось недостатки у этой конструкции тоже имеются:
Генераторы в "возрасте", частенько перестают возбуждаться на оборотах холостого хода. После прогазовки все нормализуется, а при проверке, обычно, придраться не к чему. Если же, любыми способами, увеличить ток возбуждения, то дефект пропадает...

Для понимания сути этой проблемки давайте, чуть подробнее рассмотрим сам процесс возбуждения генератора с плечом дополнительных диодов:
После включения генератора, загорается лампочка на щитке приборов, через которую протекает ток ок. 200ма. Ток течет через лампочку, провод коричневый с белым, штекер "61", "+" щетку, обмотку ротора, "-" щетку, открытые выходные транзисторы "Р.Н." и на массу блока цилиндров. Этот ток создает вокруг ротора магнитное поле, которое при вращении генератора, суммируясь с остаточным магнитным полем ротора, создает в обмотке статора Э.Д.С. После выпрямления плечом дополнительных диодов, Э.Д.С., также, подается на ротор. Этот ток, ещё больше усиливает магнитное поле ротора и т. д. Происходит лавинообразное нарастание выходного напряжения генератора и он возбуждается, т. е. выходит на рабочий режим.
С первого взгляда, может показаться, что даже самый малый ток, поданный на "61" вывод, будет "усилен" и генератор должен возбудиться. Но, это не так. Существует некая пороговая величина тока возбуждения. Для того, чтобы понять, почему так, давайте вспомним вольт-амперную характеристику полупроводникового диода.
На графике видно, что при напряжении, примерно, до 0,6 вольта, через диод протекает очень-очень маленький ток. А уже выше 0,6 вольта, сила тока пропускаемого диодом резко увеличивается.

Желающие могут проделать несколько экспериментов:
1). Если, аналоговым омметром, измерить сопротивление полупроводникового диода в прямом направлении на пределе *1, то мы получим сопротивление ок. 7-8 ом. Но, если ещё несколько раз измерить его сопротивление, но уже на пределах *10, *100, *1000, то стрелка прибора, все равно, дойдет до того же места, что и на пределе *1. Получается, что сопротивление диода не одинаковое??? Нет, просто на электронно дырочном переходе, (т. е. на полупроводниковом диоде), происходит падение напряжения ок 0,6 вольта, что и искажает показания омметра. Поэтому, в цифровых китайских тестерах имеется, специальный режим - проверка диодов.

2). (Этот эксперимент я лично проводил совсем недавно). Если подать напряжение на лампочку 3 вт, , через диод, (как в генераторе), то лампочка засветится. Но, если измерять протекающий ток миллиамперметром, а напряжение подавать через реостат, плавно увеличивая его величину от "нуля" вольт, то можно увидеть, что примерно до 0,6 вольта, в цепи протекает мизерный ток. (Я намерял ок. 200 микроампер). И, только выше 0,6 вольта, величина тока заметно возрастает.

3). Если включить 2 диода последовательно, (а ведь при выпрямлении переменного тока в генераторе он ВСЕГДА течет через ДВА диода), то возрастание тока получим, только, при напряжении выше 1,2 вольта.

ВЫВОДЫ:
При возбуждении генератора, он начнет возбуждаться только при превышении некоего порогового напряжения. При включенном зажигании, лампочка щитка приборов/обмотка ротора с "Р.Н". образуют делитель напряжения. Величину напряжения на меньшем плече можно измерить вольтметром. (На выводе "61"). Обычно, оно = 2-3 вольтам. Если эта величина ниже определенного порога, то ток возбуждения на ХХ не потечет. Если внутри генератора имеются окисленные контакты, то к минимальной величине порогового напряжения, (скажем 1,2 в на диодах + 0,5 в падение на выходном транзисторе "Р.Н".) понадобится ещё дополнительное напряжение.
(Получается, что схемотехника возбуждения Г222 многократно надежней, чем генератора с плечом доп. диодов).


Какая же величина тока возбуждения, приходящему к генератору от щитка приборов, будет оптимальной? Может быть, не мелочиться и сделать ток по максимуму? Или, наоборот, по минимуму? Как у каждой медали, у обеих вариантов будет две стороны.
При минимальном токе возбуждения, при ухудшении контактов, подсевшей АКБ, старении генератора и т. п. ухудшится возбуждение генератора.
При максимальном же токе, генератор возбудится преждевременно, еще при пуске мотора, что притормозит вращение коленвала.
Еще один момент. Генератор заряжает АКБ по величине напряжения. (Напомню, что существует ешё и второй способ зарядки - по величине тока). Поэтому, после затяжного зимнего пуска, когда АКБ сильно подсела, номинальное напряжение возбудившегося генератора, даст, соответственно, очень большой ток зарядки...
Поэтому, оптимальным решением было бы использование надежного возбуждения, как на Г222, самопитания генератора, как на 37.37.01. и регуливания тока зарядки АКБ в зависимости от ситуации. Вот примерный путь дальнейшего совершенствования конструкции генератора.

ПОЖЕЛАНИЕ:
Напомню, что если на ВАЗ 2105-07 и на карбюраторных ВАЗ 2108-09 на щитке приборов был вольтметр, который позволял увидеть как перезаряд, так и пониженное напряжение в бортсети, то на инжекторных авто вольтметра мы уже не увидим. Поэтому, лампочка контроля работы генератора погаснет при равенстве напряжений силового и дополнительного плеча диодов. А вот величина этого напряжения, при неисправности генератора, может быть далека от нормы. Поэтому, если бы по лампочке увидеть ещё и величину выходного напряжения генератора...
...................

Генераторы "десятого" семейства не претерпели принципиальных изменений в сравнении с "девяточными"...
Вложения
ВАЗ 07  доп диоды.png
ВАЗ 07 доп диоды.png (107.82 КБ) 100374 просмотра
Вольт амп.png
Вольт амп.png (8.71 КБ) 100374 просмотра
Вольт ам 1.png
Вольт ам 1.png (84.29 КБ) 100374 просмотра
Саша-Ирпень
Сообщения: 1231
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 19:56
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 74 раза

Re: Ещё раз о возбуждении генератора.

Сообщение Саша-Ирпень »

Генераторы "десятого" семейства не претерпели принципиальных изменений в сравнении с "девяточными:

На некоторых модификациях этих генераторов добавились ещё 2 силовых диода, (их стало уже восемь, вместо шести). Напомню, что эти диоды выпрямляют
напряжение третьей гармоники, что позволяет получить "прибавку" в мощности генератора от 5 до 15% на оборотах ок. 3000 RPM. Подключаются эти диоды к
средней точке и могут быть установленных только при соединении обмотки статора в "звезду".
У ремонтников может возникнуть естественный вопрос. А взаимозаменяемы ли эти диодные мосты между собой? Можно ли устанавливать один мост вместо другого, при
отсутствии нужной запчасти?
Мост с восемью силовыми диодами можно смело устанавливать вместо шестидиодного. Т. к., у такой модификации генератора в обмотке статора нет вывода
средней точки, то эти "лишние"диоды никуда не будут подключены и будут, просто, "висеть".
А вот, при обратной замене, (шестидиодный мост, на восьмидиодный), нужно позаботиться о том, чтобы вывод средней точки не оказался подсоединенным к
массе. Т. е., под болт его крепления нужно обязательно ПОДЛОЖИТЬ ИЗОЛИРУЮЩУЮ ТЕКСТОЛИТОВУЮ ШАЙБОЧКУ.
Вложения
Д мост 6 диод.png
Д мост 6 диод.png (280.23 КБ) 100314 просмотров
Д мост 8 диод.png
Д мост 8 диод.png (95.85 КБ) 100314 просмотров
Третья гармоник.png
Третья гармоник.png (7.11 КБ) 100314 просмотров
Ген со ср точкой.png
Ген со ср точкой.png (50.9 КБ) 100314 просмотров
Саша-Ирпень
Сообщения: 1231
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 19:56
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 74 раза

Re: Ещё раз о возбуждении генератора.

Сообщение Саша-Ирпень »

Саша-Ирпень писал(а):Генераторы "десятого" семейства не претерпели принципиальных изменений в сравнении с "девяточными: ...
Ещё одно изменение. В щитке приборов, в цепь возбуждения установлен резистор величиной 50 ом, второй конец которого подсоединен к массе. Напомню, что в ранних вариантах "девяточного" генратора резисторов было два, они были установленны в монтажном блоке и их задачей было увеличение тока возбуждения.

Подведу итог выше сказанному:
Генератору с плечом дополнительных диодов тоже присущи определенные недостатки. Идея улучшения его конструкции "витала в воздухе". И вот, где то с начала 2005 года появилась усовершенствованая конструкция генератора. О чем и сообщило информационное письмо Автоваза.
Вложения
ВАЗ 10.png
ВАЗ 10.png (279.09 КБ) 100314 просмотров
Информ письмо.png
Информ письмо.png (77.88 КБ) 100314 просмотров
Mirando
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 10 дек 2011, 22:02
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 1 раз

Re: Ещё раз о возбуждении генератора.

Сообщение Mirando »

Саша-Ирпень писал(а):А вот, при обратной замене, (шестидиодный мост, на восьмидиодный), нужно позаботиться о том, чтобы вывод средней точки не оказался подсоединенным к массе.
Сразу извиняюсь за глупый вопрос, а что произойдет если всё же нейтраль подключить соединить с массой? На средней точке присутствует какой-то потенциал?
Саша-Ирпень
Сообщения: 1231
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 19:56
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 74 раза

Re: Ещё раз о возбуждении генератора.

Сообщение Саша-Ирпень »

Mirando писал(а):...Сразу извиняюсь за глупый вопрос, а что произойдет если всё же нейтраль подключить соединить с массой? ...
Отвечу коротко - генератор не будет работать. Подробно объяснять не буду, т. к. подробный рассказ о процессах происходящих в неисправном генераторе, (с показом осциллограмм), - это тема моего доклада, который я планирую прочитать на встрече в Харькове. А раньше времени "раскрывать карты" не хочу.
Mirando писал(а):... На средней точке присутствует какой-то потенциал?
Вот вы могли бы сами взять и снять осциллограмму со средней точки. Знания, которые мы добываем сами лучше усваиваются...
Вложения
Напр на ср точке.png
Напр на ср точке.png (38.75 КБ) 100233 просмотра
Напря на ср точке.mwf
(3.44 КБ) 1069 скачиваний
Саша-Ирпень
Сообщения: 1231
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 19:56
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 74 раза

Re: Ещё раз о возбуждении генератора.

Сообщение Саша-Ирпень »

И вот, где то с начала 2005 года появилась усовершенствованная конструкция генератора. О чем и сообщило информационное письмо
Автоваза. Но, пока эти авто дошли до потребителя, пока закончилась "гарантия" на их обслуживание, пока они попали на
мелкие СТО и к гаражным мастерам, прошли годы...
И вот при появлении "первых ласточек" у ремонтников начали появляться вопросы. Оказалось, что привычный подходы в диагностике
и ремонте уже "не прокатывают". Оказалось, что не совсем понятен алгоритм работы "новых" генераторов. Причем информации от
производителя почти никакой и до всего пришлось доходить с помощью экспериментов и интернета. Вот, к примеру, несколько
цитат о этом генераторе с сайта "Автоэлектрик для всех",
http://autodevice.ru/forum/index.php?act=idx
Так ув. denkisan пишет, что в разработках генераторов ВАЗ раньше шел по пути БОШа, а потом свернул в сторону Японии. Еще, что
для проверки этого генератора на стенде нужен источник питания выдающий ток, хотя бы 5 ампер. А, naik23 пишет, что генератор
возбуждается при оборотах 1200/1350 от сигнала фазной обмотки.
От себя добавлю, что при отключении от генератора провода, идущего к светодиоду щитка приборов, (сигнализатора зарядки),
генератор, тем не менее, нормально возбуждается...

А теперь, попробую, обобщить эту информацию. Если измерить ток возбуждения этого генератора, то получим ок. 25 ма. (Напомню, что
в прежних конструкциях было ок. 200ма). Если отсоединить провод возбуждения от гены, то, тем не менее, генератор возбудится.
Вопрос - а за счет чего возбуждается генератор, если провод "возбуждения" отсоединен? Может быть за счет остаточного
магнетизма ротора? Но, в своем сообщении denkisan пишет, что для возбуждения на стенде НУЖЕН ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ с током 5 ампер.
А naik23 пишет, что генератор возбуждается при определенных оборотах.

МОИ РАССУЖДЕНИЯ:
При вращении мотора, "Р.Н" отслеживает его обороты RPM по сигналу с фазной обмотки, (см. схему), и только при достижении
необходимых оборотов, подает питание на ротор генератора, от шины "30". (На схеме "В+"). Кроме того, "умная" микросхема отслеживает
много параметров и в зависимости от них, корректирует работу генератора.
..............
Давайте, теперь, посмотрим, что пишут о работе этого генератора на очень информативном сайте Чиптюнер. http://chiptuner.ru/
Вложения
Инфы нет.png
Инфы нет.png (18.04 КБ) 100225 просмотров
Возбуждается при 5 а.png
Возбуждается при 5 а.png (27.12 КБ) 100225 просмотров
Возбуждается на 1200.png
Возбуждается на 1200.png (13.26 КБ) 100225 просмотров
Генер Калина.png
Генер Калина.png (41.81 КБ) 100225 просмотров
Саша-Ирпень
Сообщения: 1231
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 19:56
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 74 раза

Re: Ещё раз о возбуждении генератора.

Сообщение Саша-Ирпень »

Давайте, теперь, посмотрим, что пишут о работе этого генератора на очень информативном сайте Чиптюнер.( http://chiptuner.ru/ )
При просмотре этого форума, (несмотря на то, что письмо Автоваза вышло ещё в конце 2004), даже в 2012 и 2013 годах многие форумчане, (причем опытные), наступали на те же грабли. (А точнее, при замене генератора, или панели приборов - пропадает зарядка).
Можно сделать вывод, что среди широких масс авторемонтников, до сих пор нет полной информации о новых моделях генераторов и, похоже, что эта тема окажется нужной и востребованной.
...................
А сейчас, давайте, ещё раз посмотрим на электросхему калиновского генератора...
Вложения
Непонятки 1.png
Непонятки 1.png (25 КБ) 100173 просмотра
Непонятки 2.png
Непонятки 2.png (27.89 КБ) 100173 просмотра
Непонятки 3.png
Непонятки 3.png (37.33 КБ) 100173 просмотра
Пародист
Сообщения: 546
Зарегистрирован: 30 мар 2010, 06:20
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 65 раз

Re: Ещё раз о возбуждении генератора.

Сообщение Пародист »

Mirando писал(а):... На средней точке присутствует какой-то потенциал?
На первой электросхеме этого топика видно, что к средней точке генератора Г221 желтым проводом подключено реле РС702. Мы привыкли, что автомобильные реле, обычно, 12-и вольтовые. А вот, РС702 расчитано на 5 вольт. Если аналоговым вольтметром измерить напряжение на средней точке, то на исправном генераторе мы увидим половину напряжение бортсети. Причем как относительно массы, так и относительно плюса. (Хотя на скрине, на индикаторе значения Постолографа мы видим ок. 12 вольт, но это амплитудное напряжение. А волтметр покажет среднеэффективное напряжение, которое, как раз и будет половиной бортсети).
А вот на неисправном генераторе на средней точке можно увидеть, к примеру, и 12 вольт. Но, это не потому, что генератор такой классный, просто это как раз тот случай, когда на его средней точке будет "ноль" вольт. А "кажущиеся" 12 вольт просто пришли к вольтметру от "+", (Пред. №9), через обмотку РС702...
Саша-Ирпень
Сообщения: 1231
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 19:56
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 74 раза

Re: Ещё раз о возбуждении генератора.

Сообщение Саша-Ирпень »

А сейчас, давайте, ещё раз посмотрим на электросхему калиновского генератора. Конечно же, каждому, сразу бросилось в
глаза две вещи:
1). Обмотка статора соединена треугольником.
2). Нет плеча дополнительных диодов.

По первому вопросу:
До сих пор, из всех автомобильных генераторов соединение обмоток треугольником было только на 583.37.01, который устанавливался на
первых "Тавриях". На что же влияет подключение обмоток одним, или другим способом?

Вот, что пишет Ю. Купеев в своей книге "Автомобильные генераторы", на стр. №6: "...Обмотки трех фаз статора при
мощности генератора до 500-700 Вт соединяются в звезду, при большей мощности - в треугольник, или двойную звезду." (Интересно,
что эта цитата есть только в бумажном варианте книги. В электронном виде, её текст сокращен).

Напомню, что при соединении в "треугольник" фазные токи в 1,73 раза, (квадратный корень из трех), меньше линейных. Привожу скрин
из книги Акимова "Генераторы зарубежных автомобилей".

Можно предположить, что у калиновского генератора соединение треугольником выполнено не только из-за его мощности. Т. к.
возбуждением генератора уже управляет "умная" микросхема, (или даже, микроконтроллер), то надобность в получении максимального

напряжения, индуктируемого в обмотке статора при запуске, и зависящего от тока протекающего через лампочку щитка, уже
отпала...

По второму вопросу:
Плечо вспомогательных диодов использовалось как для питания обмотки возбуждения, (ротора), так и для контроля выходного
напряжения генератора. (Напомню, что лампочка включена между силовым и дополнительным плечами диодов и при равенстве выходного
напряжения плеч, лапочка гасла). Но, при всей логичности такой схемотехники у неё, также, были определенные недостатки.

В калиновском же генераторе применена уже более совершенная система контроля зарядки, поэтому надобность в дополнительном
плече отпала.
.....................
Напомню, что калиновский генератор, обязательно, работает в паре со "своим" щитком приборов. Как же идентифицировать, что именно
установлено, на конкретном автомобиле?
Вложения
Акимов треуг звезда.png
Акимов треуг звезда.png (81.09 КБ) 100106 просмотров
Student13
Сообщения: 777
Зарегистрирован: 19 мар 2009, 23:36
Поблагодарили: 1 раз

Re: Ещё раз о возбуждении генератора.

Сообщение Student13 »

В теме viewtopic.php?f=1&t=5260 был вопрос:
Саша-Ирпень писал(а):
Student13 писал(а):После прочтения учебного материала принято отвечать на возникшие вопросы. :)
У меня вопрос к гуру-автоэлектрикам по данной лекции: правда ли, что ток обмотки возбуждения течёт по цепи, указанной мной на картинке красной линией?...
Уважаемый :D Студент 13!
Хотя я и не отношу себя к гуру, но попробую ответить. Вот, только, ответ одним словом будет не очень понятен, поэтому отвечу в отдельной теме.
viewtopic.php?f=4&t=5268
Почему удалили мой повторный вопрос во втором сообщении в этой теме, я не знаю. Какие правила я нарушил? Не понятно.
Дождался ответа на два вопроса. В теме остался только второй вопрос. Первым был, видимо, мой вопрос, который удалили.
Саша-Ирпень, если Вы отвечали на мой вопрос, прошу перефразировать ответ, так как ответ всё-равно получился не очень понятен. Извините за упрямство.
Спасибо за содержательную тему.
Саша-Ирпень
Сообщения: 1231
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 19:56
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 74 раза

Re: Ещё раз о возбуждении генератора.

Сообщение Саша-Ирпень »

Напомню, что калиновский генератор, обязательно, работает в паре со "своим" щитком приборов. Поэтому и генератор, и щиток должны
соответствовать друг другу. Иначе "поженить" их не получиться.
Как же идентифицировать, что именно установлено, на конкретном автомобиле?

ГЕНЕРАТОР:
На генераторе должен быть шильдик с его порядковым номером. Если мы видим, к примеру, 9402.37.01 - то это "десяточный" генератор с
плечом дополнительных диодов и выводом "D+". А если 9402.37.01-06 - то это генератор "калиновский" с выводом "L" и без плеча
дополнительных диодов.
Правда, генератор может модернизироваться и его номер изменяться... (Напомню, что в инф. письме речь шла о
9402.37.01-03. А теперь уже -06).
Поэтому, лучше всего снять пластиковую крышку и глянуть на диодный мост. Если доп. диодов нет, то генератор "нового" образца,
т. е. "калиновский". (Хотя почему, собственно говоря "калиновский"? Его уже ставят и на другие модели...).

ЩИТОК:
Вот с номером, (как и с годом выпуска), щитка сложнее. Как писал Домовой Кузьма на чиптюнере, в 2010 может стоять новый щиток, а в
2011 ещё старый.
Поэтому, надежней всего измерять ток, приходящий на вывод "D+", ( "L"), генератора. Если ток = ок. 100-200ма, то щиток для "десяточного"
и нужен "десяточный" генератор. А если ток ок.25ма, то тут уже или ставь "калиновский", или нужно "колхозить", т. е.
переделывать проводку.

Как же поступить, если, по каким то причинам, произошел "разнобой", а взять "правильные" запчасти негде?

ВАРИАНТЫ:
Если генератор "десяточный", то нужно увеличить ток возбуждения. (Только нужно иметь ввиду, что это будет шаг назад).
Проще всего поставить мощный резистор на 50 ом в проводку возле щитка приборов. И, не забыть в разрыв провода поставить
ещё и полупроводниковый диод. (Иначе мотор на будет глохнуть с ключа).
Если же генератор "калиновский", то можно попытаться заменить на нем диодный мост и регулятор напряжения, на "старого" образца.
Но, тогда прийдеться "послесарить".
При замене диодного моста, (если "калиновского" нет в наличии), некоторые, просто, выкусывают доп. диоды кусачками...
..................
ПРОВЕРКА "УМНОГО" РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ:
Напомню, что при возбуждении генератора, на его "Р.Н." подается сигнал с фазы обмотки статора. Поэтому, "в идеале" при проверке
на него нужно подать "синусоиду"...
Вложения
Мост Калины.png
Мост Калины.png (92.71 КБ) 100045 просмотров
Мост + РН калины.png
Мост + РН калины.png (209.04 КБ) 100045 просмотров
Диод+резистор.png
Диод+резистор.png (23.78 КБ) 100045 просмотров
Про диод.png
Про диод.png (43.03 КБ) 100045 просмотров
Колхозный ремонт.png
Колхозный ремонт.png (21.1 КБ) 100045 просмотров
karpo_1
Сообщения: 223
Зарегистрирован: 12 сен 2012, 10:25
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Ещё раз о возбуждении генератора.

Сообщение karpo_1 »

Познавательно.. Слежу за новыми сообщениями..
ПиСи : А это когда будет интересно? Спасибо.
Саша-Ирпень писал(а): .... это тема моего доклада, который я планирую прочитать на встрече в Харькове. А раньше времени "раскрывать карты" не хочу.
Стараюсь, учусь.
Саша-Ирпень
Сообщения: 1231
Зарегистрирован: 10 июл 2008, 19:56
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 74 раза

Re: Ещё раз о возбуждении генератора.

Сообщение Саша-Ирпень »

karpo_1 писал(а):...ПиСи : А это когда будет интересно? Спасибо.
Саша-Ирпень писал(а): .... это тема моего доклада, который я планирую прочитать на встрече в Харькове. А раньше времени "раскрывать карты" не хочу.
Планирую прочитать здесь:
viewtopic.php?f=6&t=5220
...........................
ПРОВЕРКА "УМНОГО" РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ:
Напомню, что при возбуждении генератора, на его "Р.Н." подается сигнал с фазы обмотки статора. Поэтому, "в идеале" при проверке
на этот вывод нужно подать "синусоиду".
Поэтому, если многие, (и я в том числе), раньше проверяли "Р.Н" подключив лампочку на 3вт. к щёткам, (или к выв. "67", если РН без щёток),
и подавая на "Р.Н". питание от регулируемого источника напряжения, то на данном "Р.Н." лампочка, подключенная к щёткам, Не засветится.
А вот, если подать на вывод "W" синусоидальное напряжение, (от генератора с изменяемой частотой), то при увеличении частоты до определенного
уровня, (которая будет соответствовать оборотам генератора ок. 1250 об/мин), "Р.Н." даст "добро" и лампочка засветится.
Конечно, этот способ требует наличие частотного генератора и поэтому усложняет проверку.
При обсуждении этого вопроса на чиптюнере, форумчанин Еlectric предложил свой вариант решения проблемы - если подаваемого напряжение
плавно увеличивать, то при достижения пороговой величины "Р.Н." заработает и без подачи синусоиды.

Напомню, что у нового "Р.Н." имеются следующие выводы:
1). "30" - ("+" непосредственно от АКБ).
2). "31" - (Масса).
3). "L" - от светодиода, (лампочки) щитка приборов.
4). " W" - от фазы генератора, черного цвета. (Также, может использоваться, как выход на тахометр).

Распиновка выводов "Р.Н." и вариант его от проверки от Еlectric, показаны на скрине.
..................................
Ну, а теперь можно рассказать о достоинствах и недостатках "калиновского", (9402.37.01-06), генератора:
Вложения
О работе РН.png
О работе РН.png (16.35 КБ) 99954 просмотра
Синусоида.png
Синусоида.png (10.07 КБ) 99954 просмотра
Олег.png
Олег.png (10.9 КБ) 99954 просмотра
Распиновка.png
Распиновка.png (9.54 КБ) 99954 просмотра
Без синусоиды.png
Без синусоиды.png (22.31 КБ) 99954 просмотра
Ответить

Вернуться в «Помощь начинающим»