Ёмкостно-индуктивный датчик-щуп
- andreika
- Сообщения: 1604
- Зарегистрирован: 27 окт 2005, 21:02
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 409 раз
Ёмкостно-индуктивный датчик-щуп
Емкостной – индуктивный датчик щуп.
Многие слышали о емкостном и индуктивном датчике Автоас Экспресса. Идея сделать датчик щуп для экспресс диагностики, очень хорошая и интересная. Но почему бы не сделать датчик щуп, который мог бы показывать как емкостный так и индуктивный сигнал. И не надо думать какого типа стоит катушка зажигания и выбирать под нее емкостной или индуктивный датчик, просто берешь универсальный и смотришь.
Есть идея, есть решение. Предлагаю Вам сделать простой CLx датчик на основе реле РЭС 49. Обмотку этого реле уже давно использовал для индуктивного щупа датчика (по типу автоас экспресс). Для доработки его под емкостной, в схему добавил конденсатор на 5000 пф (5 нанофарад) и задействовал металлический экран реле как емкостную пластину датчика. Амплитуда емкостного сигнала CLx датчика получилась такая же как и у стандартного Сх датчика (сравнение с выходом ВВ модуля), с той лишь разницей что стандартный Сх датчик необходимо подключать к выносному ВВ модулю, а CLx к любому обычному входу осциллографа. По этому при необходимости с помощью CLx датчиков можно смотреть парад цилиндров классической системы зажигания и без ВВ модуля, используя стандартный плагин, указав в нем нужные номера каналов. Не подумайте что предлагаю отказаться от применения ВВ модуля, а как один из способов применения CLx датчиков пусть и не столь удобным как с ВВ модулем. В прилагаемых картинках ВВ парадов цилиндров, для сравнения использовался один CLx датчик (надо сделать второй, раздал предыдущие), хотя если использовать второй CLx датчик для синхронизации, плагин будет работать так же (уже пробовал).
По изготовлению CLx датчика. Реле РЭС 49 бывает под разные напряжения срабатывания, у меня на рынке имеются на 27 вольт (1700 – 2000 Ом), по этому, амплитуда емкостного и индуктивного сигналов у меня различаются в 2 – 4 раза. Возможно при меньшем сопротивлении обмотки (витков катушки) разница будет не такой значительной. Для CLx датчика применимы те же особенности как и для обычного Сх датчика, а именно, «забросы ВВ напряжения», по этому экран и выводы реле желательно смазать тонким слоем солидола (циатима и т. п.) для уменьшения этого явления. То есть весь металл в активной зоне датчика не должен соприкасаться с воздухом, а что бы смазка не мешала упаковки датчика в термоусадочную трубку, обматываем активную зону тонкой фторопластовой лентой используемой для уплотнения резьбовых соединений. Следует помнить что чувствительность датчика к емкостному сигналу зависит от расстояния до ВВ провода, то есть от толщины изоляции термоусадки и количества слоев фторопластовой ленты (чем тоньше изоляция чем выше сигнал). В своей конструкции использую 2 – 3 слоя ленты и 2 слоя термоусадки в активной области датчика. В некоторой степени уровень Сх сигнала зависит еще и от емкости конденсатора (больше емкость меньше сигнал). Конденсаторы для датчика использовал SMD типа (для поверхностного монтажа), они как раз помещаются между двумя средними выводами реле и их можно поставить несколько штук для подбора емкости. Для основания датчика использую полоску двухстороннего фольгированного текстолита шириной 8 – 10 мм и длинной 180 – 200 мм (от размеров зависит жесткость датчика на изгиб). Схемный монтаж дорожек делаю с помощью куска поломанного ножовочного полотна и ленейки, процарапывая медь до изоляции текстолита.
Если есть какие вопросы – задавайте.
Многие слышали о емкостном и индуктивном датчике Автоас Экспресса. Идея сделать датчик щуп для экспресс диагностики, очень хорошая и интересная. Но почему бы не сделать датчик щуп, который мог бы показывать как емкостный так и индуктивный сигнал. И не надо думать какого типа стоит катушка зажигания и выбирать под нее емкостной или индуктивный датчик, просто берешь универсальный и смотришь.
Есть идея, есть решение. Предлагаю Вам сделать простой CLx датчик на основе реле РЭС 49. Обмотку этого реле уже давно использовал для индуктивного щупа датчика (по типу автоас экспресс). Для доработки его под емкостной, в схему добавил конденсатор на 5000 пф (5 нанофарад) и задействовал металлический экран реле как емкостную пластину датчика. Амплитуда емкостного сигнала CLx датчика получилась такая же как и у стандартного Сх датчика (сравнение с выходом ВВ модуля), с той лишь разницей что стандартный Сх датчик необходимо подключать к выносному ВВ модулю, а CLx к любому обычному входу осциллографа. По этому при необходимости с помощью CLx датчиков можно смотреть парад цилиндров классической системы зажигания и без ВВ модуля, используя стандартный плагин, указав в нем нужные номера каналов. Не подумайте что предлагаю отказаться от применения ВВ модуля, а как один из способов применения CLx датчиков пусть и не столь удобным как с ВВ модулем. В прилагаемых картинках ВВ парадов цилиндров, для сравнения использовался один CLx датчик (надо сделать второй, раздал предыдущие), хотя если использовать второй CLx датчик для синхронизации, плагин будет работать так же (уже пробовал).
По изготовлению CLx датчика. Реле РЭС 49 бывает под разные напряжения срабатывания, у меня на рынке имеются на 27 вольт (1700 – 2000 Ом), по этому, амплитуда емкостного и индуктивного сигналов у меня различаются в 2 – 4 раза. Возможно при меньшем сопротивлении обмотки (витков катушки) разница будет не такой значительной. Для CLx датчика применимы те же особенности как и для обычного Сх датчика, а именно, «забросы ВВ напряжения», по этому экран и выводы реле желательно смазать тонким слоем солидола (циатима и т. п.) для уменьшения этого явления. То есть весь металл в активной зоне датчика не должен соприкасаться с воздухом, а что бы смазка не мешала упаковки датчика в термоусадочную трубку, обматываем активную зону тонкой фторопластовой лентой используемой для уплотнения резьбовых соединений. Следует помнить что чувствительность датчика к емкостному сигналу зависит от расстояния до ВВ провода, то есть от толщины изоляции термоусадки и количества слоев фторопластовой ленты (чем тоньше изоляция чем выше сигнал). В своей конструкции использую 2 – 3 слоя ленты и 2 слоя термоусадки в активной области датчика. В некоторой степени уровень Сх сигнала зависит еще и от емкости конденсатора (больше емкость меньше сигнал). Конденсаторы для датчика использовал SMD типа (для поверхностного монтажа), они как раз помещаются между двумя средними выводами реле и их можно поставить несколько штук для подбора емкости. Для основания датчика использую полоску двухстороннего фольгированного текстолита шириной 8 – 10 мм и длинной 180 – 200 мм (от размеров зависит жесткость датчика на изгиб). Схемный монтаж дорожек делаю с помощью куска поломанного ножовочного полотна и ленейки, процарапывая медь до изоляции текстолита.
Если есть какие вопросы – задавайте.
- Вложения
-
- CLx датчик.jpg (59.71 КБ) 157188 просмотров
-
- CLx схема датчика.PNG (13.11 КБ) 157188 просмотров
-
CLx.mwf
- (23.65 КБ) 3883 скачивания
-
- CLx парад цил.PNG (23.31 КБ) 157188 просмотров
-
- Cx парад цил.PNG (23.64 КБ) 157188 просмотров
"Ноу-хау" это для тех кто разбирается.
Для тех кто нет, это всё "Хау-но".
Для тех кто нет, это всё "Хау-но".
- andreika
- Сообщения: 1604
- Зарегистрирован: 27 окт 2005, 21:02
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 409 раз
Re: Емкостной – индуктивный датчик щуп.
Мне andr9621 прислал схему соединения своего CLx датчика, чем избавил меня от рисования этой схемы на компьютере (за что ему большое спасибо), которую и прилагаю.
А так же еще несколько моих записей сравнения работы датчиков CLx и Cx емкостного сигнала с ВВ проводов, и индуктивного (сравнить не с чем, нет в наличии Lx универсал).
А так же еще несколько моих записей сравнения работы датчиков CLx и Cx емкостного сигнала с ВВ проводов, и индуктивного (сравнить не с чем, нет в наличии Lx универсал).
- Вложения
-
- датчик.png (32.77 КБ) 157172 просмотра
-
- параметры реле РЭС 49.PNG (10.09 КБ) 157172 просмотра
-
сравнение CLx и Cx.mwf
- (50.01 КБ) 4678 скачиваний
-
Индуктивный сигнал.mwf
- (35.05 КБ) 3330 скачиваний
"Ноу-хау" это для тех кто разбирается.
Для тех кто нет, это всё "Хау-но".
Для тех кто нет, это всё "Хау-но".
Re: Емкостной – индуктивный датчик щуп.
Спаял по горячим следам, опробовал на своём авто, отлично показывает в отличие от просто реле (было раньше). Реле тоже 1600 ом, 5,1 нф. Спасибо!
-
- Сообщения: 1212
- Зарегистрирован: 31 янв 2008, 21:31
- Благодарил (а): 118 раз
- Поблагодарили: 73 раза
- Контактная информация:
Re: Емкостной – индуктивный датчик щуп.
Снял термоусадку со своего датчика (не обработал солидолом), заодно и сфотографировал.
- Вложения
-
- CLx_сторона1.JPG (68.15 КБ) 157091 просмотр
-
- CLx_сторона2.JPG (56.86 КБ) 157091 просмотр
Дурня можна дізнатися за двома прикметами: він багато говорить про речі, для нього марні, і висловлюється про те, про що його не запитують. Платон.
- andreika
- Сообщения: 1604
- Зарегистрирован: 27 окт 2005, 21:02
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 409 раз
Re: Емкостной – индуктивный датчик щуп.
Еще один несколько необычный способ применения CLx датчика, для записи скрипта CSS, когда подключиться к проводам индуктивного датчика коленвала очень сложно, но сам датчик находится в доступном месте. При работе индуктивного датчика вокруг него создается переменное магнитное поле которое может показать CLx датчик находящийся в непосредственной близости (сбоку или сзади датчика коленвала). Для нормальной работы скрипта CSS необходимо в настройках канала (выпадающем меню) поставить делитель 1 к 10, но сам вход CLx датчика использовать без делителя. Это необходимо потому что в скрипте CSS «жестко» заданно значение напряжения по которому программа определяет фронты сигнала вращения коленвала. То есть программа рассчитана на большое напряжение сигнала через делитель 5 канала, а мы «подсовываем» программе фактически такой же сигнал с CLx датчика (как после делителя 5 канала). Возможно CLx датчик может не совсем корректно отображать пропущенные сектора, но для скрипта CSS это не столь важно. На записи сигнала первичного напряжения искры 1 цилиндра встречается многоискровой сигнал, что является нормальным для этого двигателя.
- Вложения
-
- CLx для CSS.PNG (29.11 КБ) 157029 просмотров
-
CLx для CSS.mwf
- (89.45 КБ) 2343 скачивания
"Ноу-хау" это для тех кто разбирается.
Для тех кто нет, это всё "Хау-но".
Для тех кто нет, это всё "Хау-но".
-
- Сообщения: 327
- Зарегистрирован: 19 фев 2008, 10:36
- Благодарил (а): 98 раз
- Поблагодарили: 4 раза
Re: Емкостной – индуктивный датчик щуп.
Добрый деньandreika писал(а):...
Если есть какие вопросы – задавайте...
Не могу найти такого реле у нас, все какие-то на 10А и т.д. Где используются они, или ещё (не сочтите за наглость) было бы лучще заграничный аналог, а то в магазине продавцы не особо расшибаются с пояснениями.
Спасибо заранее
С уважением
- andreika
- Сообщения: 1604
- Зарегистрирован: 27 окт 2005, 21:02
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 409 раз
Re: Емкостной – индуктивный датчик щуп.
Практически такое же реле РЭС 60, только со второй группой контактов (8 выводов). Возможных заграничных аналогов к сожалению не знаю.
Напиши мне в «личку» свой адрес, постараюсь выслать 1 – 2 реле, вроде у ребят на рынке пока еще есть (остатки от совдеповской военной промышленности).
Напиши мне в «личку» свой адрес, постараюсь выслать 1 – 2 реле, вроде у ребят на рынке пока еще есть (остатки от совдеповской военной промышленности).
"Ноу-хау" это для тех кто разбирается.
Для тех кто нет, это всё "Хау-но".
Для тех кто нет, это всё "Хау-но".
Re: Емкостной – индуктивный датчик щуп.
РЭС 60 встречались в кассетниках типа Маяк-232 и подобных тех времён.
Re: Емкостной – индуктивный датчик щуп.
а кабель имеет значение где паять -в хвосте можно? И если нет 2 х стороннего, 2 односторонних текстолита- подойдёт?
- andreika
- Сообщения: 1604
- Зарегистрирован: 27 окт 2005, 21:02
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 409 раз
Re: Емкостной – индуктивный датчик щуп.
Можно и односторонний фольгированный текстолит использовать, только еще проводом соединить массу с одним выводом реле к которому подключается конденсатор. Место подключения кабеля на осциллограф значения не имеет, разве что конструктивно разумное.
"Ноу-хау" это для тех кто разбирается.
Для тех кто нет, это всё "Хау-но".
Для тех кто нет, это всё "Хау-но".
Re: Емкостной – индуктивный датчик щуп.
ещё вопросик-smd конденсатор в блоках М154,МП7, М7.1 есть? а то в нашем колхозе нема
Re: Емкостной – индуктивный датчик щуп.
Доброе утро! Сделал датчик-щуп по схеме. Но осцилки получаются не такие. Подскажите что не так. Реле РЗС-49 R=1900ом С-4.7нф.
- Вложения
-
clx сбой.mwf
- (293.77 КБ) 3736 скачиваний
- andreika
- Сообщения: 1604
- Зарегистрирован: 27 окт 2005, 21:02
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 409 раз
Re: Емкостной – индуктивный датчик щуп.
Трудно сказать, непонятно почему на осциллограмме записаны два одинаковых сигнала только с разной амплитудой (с разницей в 2 раза). Как датчик подключали к осциллографу? К чему, и как близко подносили датчик при записи? Правильно ли собрали схему датчика? Измерьте сопротивление датчика (не должен звониться), а емкость датчика измеренная цифровым мультиметром (с функцией измерения емкости) должна быть чуть выше емкости установленного конденсатора (за счет индуктивности катушки).
- Вложения
-
- сигнал датчика.PNG (20.17 КБ) 156406 просмотров
"Ноу-хау" это для тех кто разбирается.
Для тех кто нет, это всё "Хау-но".
Для тех кто нет, это всё "Хау-но".
Re: Емкостной – индуктивный датчик щуп.
Осцила снималась двумя датчиками ваз классика. Один к центральному второй к 1 цилиндру. Цеплял при помощи деревянных прищепок. Замерил сопротивление- не звонится. Емкось показывает 4.2нФ хотя ставилась 4.7.Попробую завтра все перепаять по новой с новыми деталями.Потом отпишусь. Но интересует вопрос-почему у Вас вид осцилки как положено а у меня какой то корявый. Не видно ни времени горения нинапряжения горения и т.д.
- andreika
- Сообщения: 1604
- Зарегистрирован: 27 окт 2005, 21:02
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 409 раз
Re: Емкостной – индуктивный датчик щуп.
Судя по Вашей осциллограмме, сигнал с обоих каналов абсолютно одинаковый что не может происходить согластно Вашего описания подключения. По качеству сигнала, или слишком большое расстояние между ВВ проводом и датчиком или смотрите правильность монтажа схемы датчика. Надеюсь Вы припаяли перемычку на корпус (экран) реле.Leva18 писал(а):Осцила снималась двумя датчиками ваз классика. Один к центральному второй к 1 цилиндру. Цеплял при помощи деревянных прищепок. ------почему у Вас вид осцилки как положено а у меня какой то корявый. Не видно ни времени горения нинапряжения горения и т.д.
"Ноу-хау" это для тех кто разбирается.
Для тех кто нет, это всё "Хау-но".
Для тех кто нет, это всё "Хау-но".