Принцип действия лямбда-зонда
-
- Сообщения: 546
- Зарегистрирован: 30 мар 2010, 06:20
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 65 раз
Принцип действия лямбда-зонда
После запуска ВАЗ2110 и прогрева мотора загорелся "чек". Код неисправности - нет активности лямбда зонда. Прочитав это, хозяин воскликнул - так я же его выкручивал. Тут уже удивился я и спросил - а зачем?
-Так ведь я хотел убедится, что впрыскивается бензин... Если бы она была мокрой - значит и бензин впрыскивается. Лямбда была сухой, но закопченная. Тогда я и тщательно её очистил. А потом, промыл её из балончика.
Тут уже и мне стало интересно - а что после такой процедуры "сигнализирует" лямбда?
Оказалось, что после запуска мотора сигнал лямбды уходит в минус 0,45 вольта. При прогазовке, еле "дотягивает" до 0,13 вольта.
После закрытия дросселя падает в минус 0,6 вольта. После выключения зажигания, сигнал медленно, по мере остывания лямбды, поднимается до 0,48 вольта.
-Так ведь я хотел убедится, что впрыскивается бензин... Если бы она была мокрой - значит и бензин впрыскивается. Лямбда была сухой, но закопченная. Тогда я и тщательно её очистил. А потом, промыл её из балончика.
Тут уже и мне стало интересно - а что после такой процедуры "сигнализирует" лямбда?
Оказалось, что после запуска мотора сигнал лямбды уходит в минус 0,45 вольта. При прогазовке, еле "дотягивает" до 0,13 вольта.
После закрытия дросселя падает в минус 0,6 вольта. После выключения зажигания, сигнал медленно, по мере остывания лямбды, поднимается до 0,48 вольта.
- Вложения
-
- Лямбда начало.mwf
- (429.78 КБ) 946 скачиваний
-
- Лямбда окончание.mwf
- (417.61 КБ) 1070 скачиваний
-
- Лямбда запуск.png (20.33 КБ) 20122 просмотра
-
- Лямда заглушил.png (20.72 КБ) 20122 просмотра
Re: Принцип действия лямбда-зонда
в схеме на январь 7.2 с лямбды идут сигнал 18 пин и подогрев 48 пин а остальные провода тупо масса чет как то не верится что ямбда могла сгенерить минусовой сигнал (в данном случае)
-
- Сообщения: 2669
- Зарегистрирован: 20 окт 2005, 08:42
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 283 раза
Re: Принцип действия лямбда-зонда
Такое бывает даже на 1-но проводном лямбда зонде,puh писал(а):в схеме на январь 7.2 с лямбды идут сигнал 18 пин и подогрев 48 пин а остальные провода тупо масса чет как то не верится что ямбда могла сгенерить минусовой сигнал (в данном случае)
потому что это не наводка. Лямбда-зонд генерирует выходное напряжение подобно батарейке.
Это относится и к нормальному для него положительному выходному напряжению,
и к отрицательному выходному напряжению, которое он генерирует в случае, когда в эталонной камере заканчивается кислород (разгерметизация измерительной камеры или закупорка воздушных каналов связи с атмосферой через провода).
- Marfa Vasilivna
- Сообщения: 611
- Зарегистрирован: 04 дек 2011, 22:00
- Благодарил (а): 232 раза
- Поблагодарили: 289 раз
Re: Принцип действия лямбда-зонда
Действительно существует рекомендация - не паять.Ygryk писал(а):разгерметизация измерительной камеры или закупорка воздушных каналов связи с атмосферой через провода
- Вложения
-
- BOSCH.JPG (105.49 КБ) 18423 просмотра
Трудовые будни - праздники для нас!
- Андрей Шульгин
- Сообщения: 463
- Зарегистрирован: 02 авг 2007, 11:59
- Поблагодарили: 77 раз
- Контактная информация:
Re: Принцип действия лямбда-зонда
Выскажу свои соображения по поводу принципа работы циркониевого датчика кислорода.
Для начала задам несколько вопросов.
Если отключить индивидуальную катушку зажигания первого цилиндра то лямбда зонд покажет бедную смесь. Но когда коррекция поднимется приблизительно до 1.10 датчик кислорода начинает показывать БОГАТУЮ смесь и включается снова в работу при коррекции 1.07...1.10 !!! Но ведь месте с несгоревшим топливом в выхлопе в избытке присутствует Кислород!!! Почему же датчик показал высокий уровень?
Если отключить еще и топливную форсунку первого цилиндра, то датчик снова начинает показывать бедную смесь и при достижении коррекции 1.25 снова датчик покажет богатую смесь и включится в работу при коррекции 1.22...1.25
Я пробовал найти детальное описание принципа работы датчика кислорода но нигде ничего толком, только общие фразы.
Опишу как я понимаю работу датчика кислорода в деталях.
Оксид циркония легирован небольшим количеством "другого химического элемента" у которого валентность на 2 меньше. Следовательно в толще оксида циркония образовуются своеобразные двухвалентные "дырки" которые способны захватить двухвалентных атом кислорода и позволяют ему двигаться через слой оксида. (это я подсмотрел в бошевской презентации на немецком).
Покрытие датчика из нагретой платины работает как катализатор и вызывает реакцию между газами в выхлопе. Кислород вступает в реакцию с СО и СН. Если кислорода в выхлопе достаточно для полного окисления СО и СН, то реакция проходит на поверхности платины. Ток в оксиде циркония не протекает и напряжение равно нулю. Если Кислорода не достаточно то платина как катализатор отбирает кислород от оксида циркония и вызывает движение заряженного иона кислорода из внутренней камеры в выхлопную трубу и напряжение на датчике кислорода поднимается.
Такая модель работы датчика объясняет почему напряжение на датчике меняется скачкообразно, почему точка переключения находится строго в стехиометрии. Становится ясно почему датчик покрыт платиной и почему ему нужен нагрев.
Для начала задам несколько вопросов.
- 1. Почему датчик кислорода меняет напряжение при составе смеси 14.7:1??? Почему не плавно а скачком?
- 2. Чем покрыт оксид циркония в датчике? Пористой платиной? Разогретой? Где еще в автомобиле мы встречали нагретую платину? В катализаторе? Совпадение?
- 3. Лямбда зонд это датчик кислорода? Пока в выхлопе есть кислород на выходе датчика напряжение меньше 0.45V а если нет кислорода то больше? Правильно?
- 4. припустим на 4х цилиндровом двигателе датчик кислорода "работает" и коррекция находится в диапазоне 0.98-1.02. Если мы отключим искру в первом цилиндре, в выхлоп начнет попадать кислород и несгоревшее топливо (СН). Будет ли датчик кислорода показывать бедную смесь? Если коррекция поднимется до 1.20 будет ли дальше датчик кислорода показывать бедную смесь? Кислород ведь все же будет в выхлопе.
- 5. Если на этом двигателе отключить еще и первую форсунку - в выхлопе будет много кислорода. Если коррекция поднимется до 1.30 будет ли датчик кислорода дальше показывать бедную смесь?
Если отключить индивидуальную катушку зажигания первого цилиндра то лямбда зонд покажет бедную смесь. Но когда коррекция поднимется приблизительно до 1.10 датчик кислорода начинает показывать БОГАТУЮ смесь и включается снова в работу при коррекции 1.07...1.10 !!! Но ведь месте с несгоревшим топливом в выхлопе в избытке присутствует Кислород!!! Почему же датчик показал высокий уровень?
Если отключить еще и топливную форсунку первого цилиндра, то датчик снова начинает показывать бедную смесь и при достижении коррекции 1.25 снова датчик покажет богатую смесь и включится в работу при коррекции 1.22...1.25
Я пробовал найти детальное описание принципа работы датчика кислорода но нигде ничего толком, только общие фразы.
Опишу как я понимаю работу датчика кислорода в деталях.
Оксид циркония легирован небольшим количеством "другого химического элемента" у которого валентность на 2 меньше. Следовательно в толще оксида циркония образовуются своеобразные двухвалентные "дырки" которые способны захватить двухвалентных атом кислорода и позволяют ему двигаться через слой оксида. (это я подсмотрел в бошевской презентации на немецком).
Покрытие датчика из нагретой платины работает как катализатор и вызывает реакцию между газами в выхлопе. Кислород вступает в реакцию с СО и СН. Если кислорода в выхлопе достаточно для полного окисления СО и СН, то реакция проходит на поверхности платины. Ток в оксиде циркония не протекает и напряжение равно нулю. Если Кислорода не достаточно то платина как катализатор отбирает кислород от оксида циркония и вызывает движение заряженного иона кислорода из внутренней камеры в выхлопную трубу и напряжение на датчике кислорода поднимается.
Такая модель работы датчика объясняет почему напряжение на датчике меняется скачкообразно, почему точка переключения находится строго в стехиометрии. Становится ясно почему датчик покрыт платиной и почему ему нужен нагрев.
Ja! Ja! Volkswagen!
Re: Принцип действия лямбда-зонда
не совсем понял, без присутствия паров не сгоревшего топлива зонд не в состоянии сравнивать кислород в выпускном коллекторе и атмосферной камере?
-
- Сообщения: 2669
- Зарегистрирован: 20 окт 2005, 08:42
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 283 раза
Re: Принцип действия лямбда-зонда
На поверхности лямбда-зонда со стороны отработавших газов происходит такая же реакция дожигания остатков несгоревшего топлива, как и на поверхности сот катализатора (следует заметить, что на поверхности зонда дожигается очень малое количество отработавших газов, потому что площадь поверхности зонда несоизмеримо мала, по сравнению с площадью поверхности катализатора). Это происходит потому, что здесь отработавшие газы соприкасаются с сильно нагретой платиной.alekcc писал(а):не совсем понял, без присутствия паров не сгоревшего топлива зонд не в состоянии сравнивать кислород в выпускном коллекторе и атмосферной камере?
Кислород для их дожигания изымается из тех же отработавших газов. И только тогда, когда кислорода из отработавших газов не хватает - вступает в реакцию кислород, поступающий сквозь оксид циркония из атмосферной камеры лямбда-зонда. Передвижение ионов кислорода сквозь толщу оксида циркония - есть не что иное, как электрический ток, проявляющий себя как возникновение напряжения между электродами зонда. Это напряжение возникает между поверхностью входа кислорода в оксид циркония, и поверхностью выхода кислорода из оксида циркония, откуда оно снимается при помощи двух напылённых на поверхность оксида циркония электродов в виде ячеистой сетки, один из которых соединён с сигнальным проводом, а второй, в зависимости от исполнения, либо с проводом «сигнальная масса», либо с металлической частью корпуса датчика.
В итоге получается, что зонд сигнализирует напряжением 1V нехватку кислорода для полного дожигания отработавших газов. И для него не важно - произошла реакция горения в двигателе, или произошёл пропуск воспламенения. Потому что он сам дожигает то что не догорело - «и только потом измеряет наличие остатков кислорода».
А если быть точным, то так:
- если после полного дожигания на поверхности лямбда-зонда отработавших газов кислород остался - лямбда-зонд выдаёт 0V;
- если в процессе полного дожигания на поверхности лямбда-зонда отработавших газов задействуется дополнительный кислород из оксида циркония - лямбда-зонд выдаёт 1V.
-
- Сообщения: 280
- Зарегистрирован: 09 дек 2010, 23:24
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 1 раз
Re: Принцип действия лямбда-зонда
Очень доходчиво. Теперь наверное ни у кого вопросв не возникнет. Спасибо.Ygryk писал(а):
А если быть точным, то так:
- если после полного дожигания на поверхности лямбда-зонда отработавших газов кислород остался - лямбда-зонд выдаёт 0V;
- если в процессе полного дожигания на поверхности лямбда-зонда отработавших газов задействуется дополнительный кислород из оксида циркония - лямбда-зонд выдаёт 1V.
Не все что хорошо подготовлено удается но то что удается всегда было хорошо подготовлено ( приписывают Наполеону)
Re: Принцип действия лямбда-зонда
Вроде дошло, теперь понятно чего напряжение изменяется скачкообразно, нужен кислород для реакции - появляется ток. Теперь ещё один момент, как я понял через оксид циркония могут проходить ИОНЫ, т.е. оксид циркония является твёрдым электролитом? Из этого следует что кислород из камеры таки расходуется? Выше была упомянута дырочная проводимость, с её помощью можно проводить только электроны, т.е. кислорода для реакции не будет. Немного не понятно как в твёрдом теле могут двигаться ионы, наверное для этого оксид должен иметь пористую структуру. Если всё это так, получается своеобразный ионный насос: пропал ион из кислородной камеры вещества стало меньше образуется некоторое разряжение, что в свою очередь заставляет воздух двигаться во внутрь атмосферной камеры.Ygryk
На поверхности зонда со стороны отработавших газов происходит...
Re: Принцип действия лямбда-зонда
У меня такая же проблема с лямбда-зондом, но я его не мыл (ВАЗ 2110 1.6 16v).
Напряжение около 0.13 V после нагрева. По мере остывания возвращается на опорное напряжение. Но, ставил новый - такая же картина. Что это может быть????
Напряжение около 0.13 V после нагрева. По мере остывания возвращается на опорное напряжение. Но, ставил новый - такая же картина. Что это может быть????
- uncle_sem
- Сообщения: 774
- Зарегистрирован: 30 окт 2011, 12:24
- Благодарил (а): 76 раз
- Поблагодарили: 114 раз
- Контактная информация:
Re: Принцип действия лямбда-зонда
Бедная смесь.
чтение ошибок - не диагностика, стирание ошибок - не ремонт (с) http://uncle_sem.livejournal.com
покупка инструмента не делает тебя механиком, покупка тестера - электриком, покупка сканера - диагностом (с)
покупка инструмента не делает тебя механиком, покупка тестера - электриком, покупка сканера - диагностом (с)
Re: Принцип действия лямбда-зонда
Точных формул маловато. Неубедительно, бездоказательно, неинженерно, одна ля-ля фа-фа из интернета.Ygryk писал(а): ↑09 ноя 2012, 11:52На поверхности лямбда-зонда со стороны отработавших газов происходит такая же реакция дожигания остатков несгоревшего топлива, как и на поверхности сот катализатора (следует заметить, что на поверхности зонда дожигается очень малое количество отработавших газов, потому что площадь поверхности зонда несоизмеримо мала, по сравнению с площадью поверхности катализатора). Это происходит потому, что здесь отработавшие газы соприкасаются с сильно нагретой платиной.alekcc писал(а):не совсем понял, без присутствия паров не сгоревшего топлива зонд не в состоянии сравнивать кислород в выпускном коллекторе и атмосферной камере?
Кислород для их дожигания изымается из тех же отработавших газов. И только тогда, когда кислорода из отработавших газов не хватает - вступает в реакцию кислород, поступающий сквозь оксид циркония из атмосферной камеры лямбда-зонда. Передвижение ионов кислорода сквозь толщу оксида циркония - есть не что иное, как электрический ток, проявляющий себя как возникновение напряжения между электродами зонда. Это напряжение возникает между поверхностью входа кислорода в оксид циркония, и поверхностью выхода кислорода из оксида циркония, откуда оно снимается при помощи двух напылённых на поверхность оксида циркония электродов в виде ячеистой сетки, один из которых соединён с сигнальным проводом, а второй, в зависимости от исполнения, либо с проводом «сигнальная масса», либо с металлической частью корпуса датчика.
В итоге получается, что зонд сигнализирует напряжением 1V нехватку кислорода для полного дожигания отработавших газов. И для него не важно - произошла реакция горения в двигателе, или произошёл пропуск воспламенения. Потому что он сам дожигает то что не догорело - «и только потом измеряет наличие остатков кислорода».
А если быть точным, то так:
- если после полного дожигания на поверхности лямбда-зонда отработавших газов кислород остался - лямбда-зонд выдаёт 0V;
- если в процессе полного дожигания на поверхности лямбда-зонда отработавших газов задействуется дополнительный кислород из оксида циркония - лямбда-зонд выдаёт 1V.
В наше время верить нельзя никому, иногда даже себе.
Мне можно.
Потому, что я никому не верю. Иногда даже себе.
Мне можно.
Потому, что я никому не верю. Иногда даже себе.
-
- Сообщения: 3063
- Зарегистрирован: 09 июл 2009, 09:02
- Благодарил (а): 52 раза
- Поблагодарили: 277 раз
- Контактная информация:
Re: Принцип действия лямбда-зонда
Приглашаем Вас с точными формулами прояснить ситуацию. Новая качественная информация всегда приветствуется. Каждый на форуме готов поучиться чему то новому.
-
- Сообщения: 1859
- Зарегистрирован: 04 фев 2009, 10:50
- Благодарил (а): 245 раз
- Поблагодарили: 110 раз
Re: Принцип действия лямбда-зонда
Ygryk "ля-ля фа-фа", - это - из области фантастики!
Один из немногих на форуме, ответы которого я записываю как справочный материал.
Вы первый и, наверное, единственный, кто такого мнения об ответах Ygryk.
scio me nihil scire
Re: Принцип действия лямбда-зонда
autocynic, во-первых заполни правильно свой профиль! А то ворвался на форум с претензиями. Оглядись немного.